Мусульманки Кавказа
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.


.
 
ФорумГалереяПоискПоследние изображенияРегистрацияВходфорум

 

 НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЗАВЕЩАНИИ (аль-Уасыя)

Перейти вниз 
АвторСообщение
Дагестанка
Admin



Сообщения : 405
Дата регистрации : 2010-09-14

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЗАВЕЩАНИИ (аль-Уасыя) Empty
СообщениеТема: НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЗАВЕЩАНИИ (аль-Уасыя)   НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЗАВЕЩАНИИ (аль-Уасыя) I_icon_minitimeПн Окт 18, 2010 5:55 pm

Краткие положения, связанные с завещанием

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Что такое завещание (аль-уасыя)?
Завещание
– это то, что переходит после смерти человека к его наследникам, и
распределяется определенным в шариате способом. И есть разница между
добровольным даром и наследством, которое будет поделено после смерти
владельца. См. «Кашаф аль-къана’» 4/335, “Хашия Ибн ‘Абидин” 6/648.

Важность завещания в Исламе
Всевышний Аллах сказал: «Предписано
вам, когда смерть приближается к кому-либо из вас, и он оставляет после
себя добро, оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на
разумных условиях. Такова обязанность богобоязненных»
(аль-Бакъара 2: 180).
От Ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не дозволенно мусульманину, владеющему тем, что можно завещать, проводить две ночи, не имея записанного завещания». А Ибн ‘Умар сказал: “Не
прошла ночь с тех пор, как я услышал эти слова от посланника Аллаха
(мир ему и благословение Аллаха), чтобы у меня не было готового
завещания!”
аль-Бухари 2738, Муслим 1/1239.

Самое важное завещание наследникам – это единобожие!
Всевышний Аллах сказал: «Разве
вы были свидетелями, когда смерть явилась к Я’къубу? Он сказал своим
сыновьям: “Кому вы будете поклоняться после меня?” Они сказали: “Мы
будем поклоняться твоему Богу и Богу твоих отцов – Ибрахима, Исма’ила и
Исхакъа, Единственному Богу. Ему Одному мы покоряемся!”»
(аль-Бакъара 2: 133).
От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине,
когда к пророку Аллаха – Нуху (мир ему) приблизилась смерть, он сказал
своему сыну: “Поистине, я делаю тебе завещание! Я повелеваю тебе две
вещи, и запрещаю две вещи! Я повелеваю тебе «ля иляха илля-Ллах», ибо
если семь небес и семь земель положить на одну чашу весов, а слова «ля
иляха илля-Ллах» - на другую, то перевесит чаша с этими словами, а если
бы семь небес и семь земель составили бы кольцо, то слова эти раскололи
бы его! И повелеваю тебе произносить слова «Субхана-Ллахи уа
бихамдихи». Поистине, эти слова молитва каждой вещи, и посредством них
даруется пропитание творениям! И я запрещаю тебе многобожие и
высокомерие!”»
Ахмад 2/169, аль-Бухари в “аль-Адабуль-муфрад” 548. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 134.

Виды завещания

Завещание бывает обязательное, желательное, порицаемое и запретное.

Обязательное и желательное завещание
Всевышний Аллах сказал: «Предписано
вам, когда смерть приближается к кому-либо из вас, и он оставляет после
себя добро, оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на
разумных условиях»
(аль-Бакъара 2: 180).
Завещание является
обязательным для родных, а также может стать обязательным в том случае,
если на человеке есть долг, о котором не знает никто из людей, кроме
него и того, у кого он занял деньги. Сообщается со слов Али ибн Абу
Талиба, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Долг следует выплатить прежде, чем оставлять завещание». аль-Байхакъи. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 3419.
Также
завещание может быть как минимум желательным в том случае, чтобы
человек предупредил родных не совершать в отношении него запретного
после его смерти, и снял с себя тем самым ответственность перед
Аллахом. Например, если мусульманин живет в среде невежественных
мусульман или же неверных, то он должен оставить им завещание о том,
чтобы после его смерти над ним не причитали, не совершали различных
нововведений, связанных с обрядами похорон и т.п. Имам ан-Науауи
говорил: “Весьма желательно, чтобы
мусульманин завещал тем, кто его будет хоронить, чтобы во время
похорон, они удалялись от всяких нововведений распространенных в данной
местности”
. См. “аль-Азкар” 174.

Порицаемое и запретное завещание
Запрещено
в Исламе менять доли и части наследства в отношении родных, размер чего
определил шариат! Также нельзя завещать неверному родственнику, будь
это родители или дети, а также наследовать что-либо убийце завещателя,
кем бы он ему не доводился.
Запрещается завещанием вредить кому-либо
из наследников. И не будет греха, если в случае неправильно или
греховно составленное завещание изменят наследники, ибо Всевышний Аллах
говорит: «Если же кто-либо опасается,
что завещатель поступит несправедливо или совершит грех, и установит
мир между сторонами, то на нем не будет греха. Воистину, Аллах –
Прощающий, Милосердный»
(аль-Бакъара 2: 182).
Даже если
человек не завещал ничего перед смертью, его родные автоматически
становятся наследниками его состояния, и нет нужды в том, чтобы
завещатель распределял свое имуществе между наследниками, так как это
распределил Аллах в Коране. От Абу Умамы сообщается, что пророк (мир
ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Аллах уже даровал должное каждому, кто имеет на это право, а поэтому не следует составлять завещание для наследника». Ахмад 5/267, Абу Дауд 3/114. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 6/87.
Т.е. нет нужды составлять завещание для наследников, ибо его распределил между ними сам Аллах в Коране.
Но
человек имеет право завещать часть своего имущества так, как он
пожелает, но не больше трети! Сообщается, что когда Са’д ибн Абу
Уаккъас заболел, он сказал посланнику Аллаха (мир ему и благословение
Аллаха): “Поистине, болезнь уже
довела меня до крайности. Я богат, а наследников у меня, кроме дочери
нет, так не раздать ли мне две трети своего имущества?”
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Нет». Я спросил: “А половину?” Он сказал: «Нет». Я спросил: “А треть?” Он сказал: «Нет», а потом добавил: «Треть,
но и трети будет много, ведь тебе лучше оставить своих наследников
богатыми, чем лишенными средств и вынужденными просить»
. аль-Бухари 1295, Муслим 3/1250.
Завещать следует треть своего имущества, но не больше, а еще лучше завещать меньше чем треть, как об этом говорил Ибн ‘Аббас: “Я хотел бы, что бы люди перешли на четверть, ибо посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «и трети будет много». Ахмад 2029. Хадис достоверный.
Если
завещатель оставляет что-либо постороннему человеку или выделяет долю
наследства на благие цели, то эта доля не должна превышать одной трети
от всего оставленного в наследство имущества. Если же завещание на
вышеупомянутые цели превышает одну треть, то для вступления завещания в
законную силу требуется согласие его законных наследников.
Если же человек завещал все свое имущество, то такое завещание является недействительным!

Как удостоверяется завещание?
Завещание завещателя вступает в силу при наличии двух праведных свидетелей или записи завещания.
Всевышний Аллах сказал: «О
те, которые уверовали! Если к кому-нибудь из вас явится смерть, и он
оставит завещание, то его свидетельствуют двое справедливых мужей из
вас или двое других не из вас, если смерть постигнет вас, когда вы
странствуете по земле»
(аль-Маида 5: 106).
В этом аяте довод
на то, что в случае отсутствия свидетелей мусульман, свидетелями могут
быть при составлении завещания и неверные. См. “Тафсир аль-Багъауи”
3/101.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не дозволенно мусульманину, владеющему тем, что можно завещать, проводить две ночи, не имея записанного завещания». аль-Бухари 2738, Муслим 1/1239.

Выполнение завещания обязательно
Завещание,
в котором нет ничего греховного и порицаемого необходимо выполнять, как
например, если человек завещал что-то для кого-то, или же чтобы обряды
похорон по нему провел кто-то определенный, то следует после смерти
выполнить его завещание. Имам Ибн Къудама передал единогласное мнение
сподвижников, что если человек завещал, чтобы молитву-джаназа над ним
провел кто-то определенный, то это завещание следует выполнить. См.
“аль-Мугъни” 3/406.
Вернуться к началу Перейти вниз
http://kavkaz-muslima.forum2x2.ru/forum
 
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЗАВЕЩАНИИ (аль-Уасыя)
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1
 Похожие темы
-
» Знание прежде слов и деяний!
» Знание прежде слов и деяний
» Слова:"Рабб аль-'алямин" после слов: "Амин" у аш-Шафи'и
» Возникают ли в Шариате близкие родственные связи (махрамия), в результате стимулированного грудного вскармливания незамужней женщиной? Каким образом воспитывать сироту - подкидыша? И в чем заключается смысл слов: «родословная наследственна»?

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Мусульманки Кавказа :: Разделы сайта :: Сокрытое, Джинны, Судьба, Смерть, Судный день, Вечная жизнь-
Перейти: