Мусульманки Кавказа
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.


.
 
ФорумГалереяПоискПоследние изображенияРегистрацияВходфорум

 

 ДОВЕРИЕ (АМАНА).

Перейти вниз 
АвторСообщение
Дагестанка
Admin



Сообщения : 405
Дата регистрации : 2010-09-14

ДОВЕРИЕ (АМАНА). Empty
СообщениеТема: ДОВЕРИЕ (АМАНА).   ДОВЕРИЕ (АМАНА). I_icon_minitimeСб Янв 01, 2011 10:10 pm

ДОВЕРИЕ (АМАНА). 227535


ДОВЕРИЕ (АМАНА).[1]

Слово «амана»[2] как и слово «аман»[3] происходят от слова «амн», что означает «безопасность; спокойствие». Здесь имеется в виду спокойствие души и отсутствие страха, ведь сколь бы обеспеченной и комфортной в других отношениях ни была жизнь, она лишится для человека всякой ценности, если он не будет ощущать покоя и наслаждения под его сенью, поскольку лишь это позволяет сердцам утверждаться в самих своих основах.


1 – Надежность (амана) близко связана с правдивостью, а в сочетании друг с другом эти два качества
служат основой для всех прочих достойных нравственных качеств. Человек, лишенный правдивости, не будет чувствовать себя в безопасности, а ненадежный не станет правдивым. Кроме того, два этих качества относятся к числу наиболее явных признаков веры (иман). Вера как таковая представляет собой то, что отдано на хранение (амана) верующему, а поэтому человек, утративший такое качество как
надежность, близок и к утрате веры, поскольку пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не обладает верой тот, кто не отличается надежностью»
Ахмад.

Любое обязательство раба Аллаха перед его Господом, как и любые обязательства людей друг перед другом, являются тем, что отдано им на хранение (амана) и что следует вернуть, так как надежность есть не что иное как одно из ответвлений веры. Чем больше веры, тем большей надежностью отличается человек, а уменьшение веры приводит и к уменьшению степени его надежности, и это значит, что если человек не придает никакого значения грехам[4], то он пренебрегает и верой, и тем, что отдано ему на хранение, и договором, заключенным между ним и его Всемогущим и Великим Господом.[5]

Сообщается, что Хузайфа бин аль-Йаман, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил нам о двух вещах, одну из
которых я видел потом (своими глазами), а теперь ожидаю и второй. Он сообщил нам о том, что залог (амана)[6] был ниспослан в самую основу сердец, а потом был ниспослан Коран, и люди узнали об этом из Корана и узнали из сунны. А потом он сообщил нам о том, как будет удален этот залог, сказав: «Заснет человек ненадолго, и будет взят этот залог из его сердца, после чего останется от него только легкий след.Потом снова заснет он на короткое время, и будет взят этот залог из сердца (полностью), после чего останется от него только след вроде волдыря. Это подобно тому, как если бы ты уронил на ногу
раскаленный уголек и увидел, как то место, на которое он упал, вздулось, но внутри него ничего нет
», - и говоря это, он взял камешек и уронил его себе на ногу, после чего сказал: «А потом люди станут заключать друг с другом сделки, но никто из них не будет даже и собираться возвращать доверенное! (И дело дойдет до того, что) будут даже говорить: «Есть среди людей такого-то племени надежный человек!»И о человеке будут говорить: «Не найти более стойкого, более тонкого и более разумного, чем он!», - несмотря на то, что в сердце его не будет веры и на вес горчичного зерна
И я дожил до такого
времени, когда мне не надо было задумываться о том, с кем я стану вести торговые дела, ибо если человек был мусульманином, то (доверенное) обязательно возвращала мне его религия[7], а если он был христианином или иудеем, то обязательно возвращал мне это его правитель[8],а сегодня не могу я заключить сделку ни с кем, кроме такого-то и такого-то!»
Аль-Бухари.
Этот хадис относится к числу важнейших указаний пророчества, сообщая о том, что будет происходить с людьми с течением времени.


2 – В благородном Коране словом «амана» обозначаются также обязанности, возлагаемые шариатом на человека, а именно – обязанность исповедания единобожия и выполнения всех велений и запретов религии Аллаха. Это является величайшим залогом (аль-аманату-ль-кубра), с чем связаны ответственность и воздаяние в жизни человека, которого Аллах выделил среди прочих Своих созданий, наделив его разумом и свободой воли и вместе с тем сделав его слабым и малым по сравнению с размерами иных Своих творений.

Аллах Всевышний сказал:

[Поистине, предложили Мы это залог небесам, земле и горам, но отказались они понести его, устрашившись, и понес его человек, будучи несправедливым (по отношению к самому себе) и невежественным]«Сонмы», 72.

Ислам узаконил необходимость заверения договоров и ссуд, которые следует оформлять письменно в присутствии свидетелей, чтобы полностью исключить возможность возникновения вражды, взаимной ненависти и всевозможных распрей. Если же это в силу каких-нибудь причин оказывается невозможным, то для заимодавцев достаточной гарантией должен послужить залог[9]. И ислам достигает вершины
в этом отношении, объявляя, что для уверенности достаточно только залога, и побуждая должника к выполнению того, что он обязан сделать, с помощью напоминания о необходимости бояться Аллаха.


Аллах Всевышний сказал:

[А если вы доверяете (что-то) друг другу, то пусть тот, кому доверено, вернет доверенное ему и пусть боится он Аллаха, Господа своего!] «Корова», 283.

А после этого следует веление возвращать все доверенное вообще независимо от того, идет ли речь о договоре с Аллахом относительно выполнения обязанностей, возлагаемых на человека шариатом, или же о договорах с людьми.

Аллах Всевышний сказал:

[Поистине, Аллах велит вам возвращать доверенное владельцам его…] «Женщины», 58.



3 – Различные сферы применения понятия «амана».
Это понятие используется во всем том, что связано с обязанностями людей. Любая обязанность, возлагаемая исламом на человека, есть нечто доверенное ему, и мусульманин не сможет вернуть этого до тех пор, пока не выполнит ту или иную обязанность, начиная с обязанностей по отношению к своей
семье, родным и друзьям и кончая своими обязанностями по отношению к государству и представителям власти.
И это понятие используется в сфере имущественных взаимоотношений. Так, частная собственность, которую ты приобретаешь, является доверенным тебе, и с тебя спросится о том, как ты приобрел это и как использовал. То же самое относится и к общественной собственности, которая
принадлежит государству, и тебе придется давать отчет в том случае, если ты будешь обращаться с ней небрежно или несправедливо, так как это имущество принадлежит всем мусульманам.
И это применимо также и к личной жизни человека, поскольку и его жизнь доверена ему, и с него спросится, на что он потратил каждый день и каждый час своей жизни? Была ли эта жизнь серьезной и плодотворной или же
пустой и тщетной? И его спросят, на что он потратил свое время: на то, что угодно Аллаху или же на то, что вызывает Его гнев?
И доверены ему его здоровье и органы его тела, поскольку все это – дар Аллаха человеку и милость, оказанная ему, а это значит, что он должен использовать дар правильно, иными словами, так, чтобы это принесло ему пользу в мире этом и в мире ином и способствовало бы усилению и прославлению его общины.
Знание человека также является доверенным ему имуществом, за которое он должен заплатить, прилагая усилия для его приобретения, проявляя осмотрительность при его передаче, стремясь к получению от него пользы и намереваясь распространять его.


Сообщается, что Абу Барза аль-Аслами, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Раб не сдвинется с места в День воскресения, пока не будет спрошен о жизни его: как он ее провел?, и о делах его: ради чего он совершал их?, и о деньгах его: как он приобрел их и на что потратил?, и о теле его: как он его использовал?»[10]»
Ат-Тирмизи.


4 – Если каждый член мусульманской общины будет помнить о необходимости возвращения того, что дано ему на хранение Аллахом, жизнь вернется в правильное русло, поскольку функции общественной жизни и заключаются лишь в том, чтобы все члены общества должным образом заботились о выполнении возложенного на них.Так, чиновнику следует заниматься тем, что ему поручено. При этом для успешного осуществления своих функций он должен обладать двумя качествами: способностью выполнять свою работу и добросовестностью, ведь бывает так, что человек обладает большими способностями, но выполняет свои обязанности спустя рукава, а это значит, что он не обращается с тем, что ему доверено, должным образом.

Аллах Всевышний сказал:

[Одна из них сказала: «О отец мой! Найми его[11],поистине, он – лучший из всех, кого ты нанимал. Он силен и достоин доверия»«Рассказ», 26.

Функции и задачи государства многочисленны, а успешность осуществления каждой из них зависит от надежности того, кто конкретно будет их осуществлять. Достойный доверия чиновник выполняет возложенные на него обязанности, не отступая от правдивости и искренности, проявляя заботу о
сохранении своей чести и достоинства и добросовестно исполняя свои обязанностии. Он не ведет торга относительно того, что может привести к ущемлению законного права любого человека, не опускается до того, чтобы превращать свою должность в источник получения взяток, не крадет время, которое принадлежит государству, попусту растрачивая его на своем рабочем месте, и не использует свою власть в ущерб делу, поскольку подобное поведение является проявлением вероломства по отношению к государству и причинением зла мусульманской общине в целом.
Для того, чтобы зарекомендовать себя надежным человеком, чиновнику достаточно снискать уважение и доверие людей и быть способным к выполнению возложенных на него государством важных обязанностей, а помимо этого ему остается только стремиться к награде Аллаха Всевышнего в мире вечном.Для того же, чтобы зарекомендовать себя в качестве ненадежного человека, чиновнику достаточно всего лишь проявления презрения к людям, которые, в свою очередь, будут ни во что не ставить его, и тогда его постигнет заслуженное наказание в этом мире или же его сместят с должности, а в мире вечном его накажет Аллах, и мы уже разъяснили это раньше, приведя в пример хадис, в котором рассказывается об Ибн аль-Лютбийи.[12] Подумай!Если люди станут должным образом распоряжаться тем, им доверено, в своей повседневной жизни, то мусульманская община придет к счастью, а вместе с ней станут счастливыми и все ее члены.
И достижение этого не является столь уж трудным в исламской общине, членам которой их религия предписывает возвращать доверенное владельцу. Если же людей будут оценивать по их способностям и их надежности, это подтолкнет всех к неуклонному следованию прямому пути и добросовестному исполнению ими своих обязанностей.


-----------------------
[1] Поскольку слово «амана» является многозначным, оно переводится нами по-разному в зависимости от контекста.
[2] Доверие.
[3] Безопасность, спокойствие.
[4] То есть: если он не видит ничего страшного в их совершении.
[5] В Коране под словом «договор»(‘ахд) подразумевается завет Аллаха людям и обет, который люди дали перед Аллахом.
[6] В данном случае под залогом Аллаха подразумевается свойственная человеку изначально вера в Аллаха, определяющая собой все его действия до тех пор, пока те или иные обстоятельства или наущения дьявола не свернут его с этого пути.
[7] Имеется в виду, что человек вспоминал о сказанном в Коране относительно необходимости возвращать доверенное и не старался обмануть партнера.
[8] Имеется в виду, что через наместника той или иной области всегда можно было взыскать причитающееся человеку в соответствии с установлениями шариата.
[9] Здесь имеется в виду «аль-аманату-ль-кубра».
[10] Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис».
[11] Имеется в виду пророк Муса, мир ему.
[12] Ибн аль-Лютбийа – недобросовестный сборщик закята, заслуживший порицания пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за присвоение собранного имущества.


из книги "Духовное воспитание "
первевод АбдуЛлах Нирща
Вернуться к началу Перейти вниз
http://kavkaz-muslima.forum2x2.ru/forum
 
ДОВЕРИЕ (АМАНА).
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Мусульманки Кавказа :: Разделы сайта :: Духовность и Нравственность-
Перейти: