Ассаламу алейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Ошибки, связанные с омовением
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Из числа распространенных ошибок в омовении:
1. Произнесение намерения перед омовением
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Место намерения – это сердце, а не язык! И ученые единодушны в том, что место намерения – сердце, и это касается всех видов поклонения”. См. “Маджму’уль-фатауа” 2/213.
Также шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Произнесение намерения является недостатком в разуме и религии! В религии это является недостатком по причине того, что это нововведение. А в разуме это является недостатком по причине того, что такой человек подобен тому, кто намеревается кушать и говорит: «Я намереваюсь протянуть свою руку к этой посуде, чтобы взять кусок еды и положив его в рот, разжевать и проглотить». Поистине, это является глупостью и невежеством”. См. “аль-Фатауа аль-кубра” 2/213.
Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не говорил в начале омовения: «Я намериваюсь избавиться от осквернения…» Об этом не передается ничего ни от пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни от кого-либо из его сподвижников!” См. “Задуль-ма’ад” 1/195.
2. Считать, что намерение не является условием омовения
Некоторые имамы считали, что намерение для омовения является желательным, а не обязательным. Но на самом деле это является ошибкой, так как намерение является условием всех видов поклонения, поскольку посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обобщенно сказал: «Поистине, дела оцениваются по намерениям, и поистине, каждому человеку достанется только то, что он намеревался обрести». аль-Бухари 1, Муслим 1907.
Имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, дела оцениваются по намерениям» указывают на все виды деяний, и нет в этом исключений ни для одного дела, будь оно обязательным или желательным!” См. “аль-Аусат” 1/371.
Имам Абу ‘Убайд сказал: “Мы не считаем, что очищение человека в малом и большом омовении будет полноценным, кроме как с твердым намерением на этого в сердце! И на это указывают Коран и Сунна”. См. “ат-Тахур” 203.
И по этой причине тот, кто утверждает, что в омовении или же в любом ином поклонении намерение не является обязательным условием, обязан привести исключающее доказательство!
3. Не мыть тщательно надлежащие части тела и не промывать между пальцами рук и ног
Помыть те части тела, которые необходимо омывать при омовении, является обязательным, и без этого омовение человека будет недействительным! От сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) сообщается: “Однажды, пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел человека, совершающего молитву, на ноге которого был участок размером с дирхам, которого не коснулась вода, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел ему повторить омовение и молитву”. Ахмад 3/424, Абу Дауд 175. Достоверность хадиса подтвердили имам Ахмад и шейх аль-Альбани.
Лякъит ибн Сабира (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды я спросил пророка (мир ему и благословение Аллаха): ”О посланник Аллаха, расскажи мне об омовении”, и он сказал: «Совершай омовение должным образом, промывай места между пальцами и тщательно промывай нос, если только ты не постишься». аш-Шафи’и 1/30, Ахмад 4/33, Абу Дауд 142. Достоверность хадиса подтвердили Ибн аль-Къаттан, имам ан-Науауи, хафиз Ибн Хаджар, шейх аль-Альбани и ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут.
Джабир (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) увидел людей совершающих омовение, пятки которых не касалась вода, и он сказал: «Горе пяткам от Огня!»” аль-Бухари 60, Муслим 1/26.
Также в хадисе от Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается: «Либо вы будете тщательно промывать между пальцами водой, либо их накажет Огонь!» ат-Табарани в “аль-Аусат” и в “аль-Кабир”. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3489.
4. Не полоскать рот и нос
Некоторые мусульмане оставляют полоскание рта и носа в омовении, опираясь на то, что это не является обязательным по единогласному мнению (иджма’), и при этом ссылаются на имама аш-Шафи’и, который сказал: “Я не знаю, чтобы полоскание рта и носа для совершающего омовение было бы обязательным. И я не знаю разногласий в том, что если совершающий омовение оставит полоскание рта и носа сознательно или по забывчивости и совершит молитву, что он ее не возобновляет”. См. “аль-Умм” 2/54.
Несомненно, внешне эти слова указывает на иджма’ в данном вопросе. Однако незнание разногласий в каком-либо вопросе, не указывает на то, что их нет, как это передается от самого же имама аш-Шафи’и: “О том, относительно чего неизвестно разногласия, не говорится, что в этом вопросе есть иджма’!” См. “ас-Сауа’икъ аль-мурсаля” 581.
На самом деле в этом вопросе есть известное разногласие еще со времен саляфов, и об этом разногласии передавали имамы первых трех поколений, а не поздние имамы! Например, имам Ибн аль-Мунзир сказал: “Группа ученых говорила: «Если оставить полоскание рта и носа, то следует повторить омовение!» И так сказал ‘Ата, Хаммад, Ибн Аби Лейля, аз-Зухри и Исхакъ ибн Рахауайх”. См. “аль-Аусат” 1/378.
Однако некоторые имамы говорили, что ‘Ата затем отказался от мнения о необходимости повторения омовения тому, кто забыл прополоскать рот и нос.
Имам ат-Тирмизи в своем сборнике хадисов писал: “Ученые разошлись во мнении относительно того, кто оставил полоскание рта и носа. Сказала группа ученых: «Если человек оставил полоскание рта и носа в омовении и совершил намаз, то он должен повторить эту молитву». И они считали это обязательным как в малом, так и в большом омовении. И это говорил Ибн Аби Лейля, ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак, Ахмад и Исхакъ (Ибн Рахауайх). И Ахмад говорил: «Полоскание носа строже, чем полоскание рта». Другая группа ученых говорила: «Повторяет (если оставит полоскание рта и носа) при совершении полного омовения и не повторяет при совершении малого». Это мнение Суфьяна ас-Саури и некоторых жителей Куфы. Третья группа считала: «Не повторяет ни в малом омовении, ни в большом, так как это Сунна пророка (мир ему и благословение Аллаха), и не является обязательным повторение этого в случае оставление полоскания рта и носа, как в малом, так и большом омовении». И это мнение Малика и аш-Шафи’и”. См. «аль-Джами’» № 27.
Имам Ибн Наср аль-Маруази в своей известной книге «Ихтиляф аль-‘уляма», посвященную разногласиям ученых, сказал: “Что касается полоскания рта и носа, то ученые разногласили относительно того, кто это оставил. Суфьян ас-Саури и куфийцы говорили: «Если кто оставил полоскание рта и носа в омовении, то ему ничего не следует делать. А если оставил это в полном омовении от джанаба, забыв или сознательно, и совершил молитву, то следует прополоскать рот и нос и возобновить молитву».
Малик и жители Медины, а также аш-Шафи’и говорили: «Оставивший полоскание рта и носа и в полном и малом омовении ничего не должен делать», и они не обязывали этим ни в малом омовении, ни в большом.
Другая группа ученых говорила: «Полоскание рта и носа, как в малом, так и в большом омовении являются обязательным, а тот, кто это оставил, должен переделать омовение». Это мнение передается от ‘Аты ибн Аби Раббаха, Хаммада ибн Аби Сулеймана, Ибн Джурайджа, и также Ибн аль-Мубарак и Исхакъ ибн Рахауайх склонялись к этому мнению”. См. “Ихтиляф аль-‘уляма” 23-24.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Слова Абу Саура и Абу ‘Убайда не противоречили тому, что полоскание рта – это Сунна, а полоскание носа – уаджиб! И они говорили: «Кто оставит полоскание носа и совершит молитву, тот ее повторят, а кто оставил полоскание рта, не повторяет»”. См. “аль-Истизкар” 1/159, “ат-Тамхид” 4/35.
Что касается имама Ахмада, то у него было два мнения в отношении обязательности полоскания рта и носа в омовении, однако самое распространенное мнение в его мазхабе то, что это обязательно. Имам Абу Дауд говорил: “Я слышал, как спросили Ахмада о том, кто забыл прополоскать рот и нос и совершил молитву, и он сказал: «Поласкает рот и нос и повторяет молитву»”. См. “Масаиль Абу Дауд” 12, “Масаиль ‘Абдуллах ибн Ахмад” 25.
Таким образом, из числа тех, кто считал обязательным полоскание рта и носа в омовении: Ибн Аби Лейля, Ибн Шихаб аз-Зухри, Хаммад ибн Аби Сулейман, Ибн Джурайдж, ‘Абдуллах ибн аль-Мубарак, Исхакъ ибн Рахауайх, Ахмад, Дауд и Ибн Хазм. А обязательным полоскание именно носа считали: Ибн аль-Мунзир, Абу Саур и Абу ‘Убайда. И это только мнения ранних имамов.
Так каким же образом после этого в вопросе необязательности полоскания рта и носа в омовении может быть единогласное мнение?! Передав разногласия имамов относительно обсуждаемого вопроса, имам аш-Шаукани сказал, что этот иджма’ не утвержден. См. “Найлюль-аутар” 1/177.
И кстати Абу ‘Убайд, которому приписывают мнение об обязательности полоскания носа и необязательности полоскания рта, говорит в своей известной книге, посвященной очищению: “То, на чем мусульмане, что полоскание носа и рта является Сунной в омовении, которую нельзя оставлять! Однако полоскание носа строже и сильнее обязательностью, по причине строгих сообщений на эту тему”. См. “ат-Тахур” 337.
Несмотря на то, что он называет полоскание рта и носа Сунной в омовении, он говорит о том, что нельзя это оставлять!
Более того, имам Ибн аль-Мунзир, от которого передают некоторые поздние ученые иджма’, что полоскание рта и носа не уаджиб, говорил: “То, что мы говорим, так это обязательность полоскания носа, но не рта, поскольку достоверно установлено от пророка (мир ему и благословение Аллаха) веление полоскать нос. И мы не знаем ничего достоверного в хадисах, что он повелевал полоскать рот”. См. “аль-Аусат” 1/379.
В качестве довода на обязательность полоскания носа при омовении имам Ибн аль-Мунзир и другие ученые приводили хадис: «Когда кто-нибудь из вас станет совершать омовение, пусть набирает воду в нос и выпускает ее обратно». аль-Бухари 162, Муслим 1/20.
Что же касается того, почему Ибн аль-Мунзир не считал обязательным полоскание рта, то он говорит, что причина этому неизвестность того, чтобы пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелевал это. Но знай он о хадисе на эту тему, то несомненно посчитал бы обязательным и полоскание рта при омовении, также как и считал обязательным полоскание носа! Также и другие имамы, которые считали обязательным полоскание носа, и не обязательным полоскание рта, они либо не знали об этом хадисе, либо знали, но читали его слабым.
На самом же деле на обязательность полоскания и рта в омовении указывает хадис: «Когда будешь совершать омовение прополоскай рот». Абу Дауд 144.
И этот хадис является достоверным, несмотря на то, что некоторые имамы посчитали его слабым.
Хафиз Ибн аль-Муляккъин сказал: “Достоверность этого хадиса подтвердили ат-Тирмизи, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким и Ибн ас-Сакан”. См. “Тухфатуль-мухтадж” 1/184.
Имам ан-Науауи сказал: “Это достоверный хадис, который приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи с достоверными иснадами”. См. «аль-Маджму’» 1/393.
Хафиз Ибн Хаджар сказал об этом хадисе: “Иснад его достоверный”. См. “Фатхуль-Бари” 1/262, “аль-Исаба” 3/329.
Также хафиз Ибн Хаджар сказал: “Говорят некоторые: «Этот хадис не передавал от ‘Асыма (ибн Лякъита) никто, кроме Исма’иля (ибн Касира)», однако это ничего не значит, поскольку этот хадис от него передавали и другие, и достоверным его назвали ат-Тирмизи, аль-Багъауи и Ибн аль-Къаттан!” См. “ат-Тальхис” 1/81.
Также достоверность этого хадиса подтвердили имам аш-Шаукани, шейх Сыддыкъ Хасан Хан, шейх аль-Альбани и др. См. “Найлюль-аутар” 1/178, “ат-Та’ликъат ар-радыя” 1/151.
На основании всего сказанного становится ясно, что в обязательности полоскания рта и носа в омовении есть разногласие, а в случае разногласий необходимо смотреть доводы каждой из сторон, а не использовать разногласие в качестве довода на то, что то или иное не обязательно или что то или иное не запрещено! Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил: “Разногласие не является доводом ни у кого из известных мне факъихов общины. Это является доводом только для того, у кого нет понимания!” См. «аль-Джами’» 2/299.
Что же касается довода большинства ученых, что полоскание рта и носа в омовении не уаджиб, то им является не так называемый иджма’ в этом вопросе, а хадис: «Совершай омовение так, как повелел тебе Аллах». Абу Дауд 861. Хадис достоверный.
Это и есть самый сильный довод тех, кто сводит веление полоскать рот и нос к желательному, поскольку Аллах не упоминает в Коране полоскание рта и носа.
Однако сторонники обязательности полоскания рта и носа говорили, что в арабском языке рот и нос входят в лицо, которое велел мыть Аллах, так как они являются частью лица. Более того, слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Совершай омовение так, как повелел тебе Аллах», можно понять как веление Аллаха совершать омовение в общем его положении, а не именно как оно упоминается в Коране, ведь к велению Аллаха относятся и установления пророка (мир ему и благословение Аллаха), поскольку между велениями и запретами Аллаха и пророка (мир ему и благословение Аллаха) нет разницы, так как Аллах повелевал и запрещал и устами Своего пророка (мир ему и благословение Аллаха). А посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Может быть так, что до человека дойдет от меня хадис, а он, облокотившись на свой диван, станет говорить: “Между нами и вами Книга Аллаха! И то, что мы находим в ней дозволенным, мы считаем дозволенным, а что находим запретным, считаем запретным!” Тогда как, поистине, то, что запретил посланник Аллаха, все равно, что запретил сам Аллах!» ат-Тирмизи 2664, Ибн Маджах 12. Хадис достоверный. См. “Мишкатуль-масабих” 163.
Как бы то ни было, сознательное оставление полоскание рта и носа в омовении является ошибкой!
Во-первых, рот и нос входят в лицо, которое велел омывать Аллах в Коране, сказав: «Когда вы встаете на молитву, то умойте ваши лица» (аль-Маида 5: 6).
Имам аш-Шаукани сказал: “Мнение о том, что полоскать рот и нос обязательно, является истиной, ибо Всевышний Аллах повелел в Своей великой Книге мыть лицо, а рот и нос являются частью лица. Также известно, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) полоскал рот и нос во время каждого своего омовения, и сам повелевал делать это”. См. “Сайлюль-джарар” 1/81-82.
Во-вторых, в хадисах достоверно установлено веление полоскать рот и нос при омовении.
В-третьих, ничего не передается от пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы он совершил когда-либо омовение и не прополоскал при этом рот и нос, как говорил шейх Ибн аль-Къайим: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не совершал омовения, не прополоскав при этом рот и нос. И не передается от него ничего, чтобы он не сделал этого хотя бы один раз!” См. “Задуль-ма’ад” 1/197.
5. Не мыть кисти рук, после мытья лица
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Будьте бдительны к деянию, в котором допускают оплошность множество людей! Некоторые люди, когда моют руки после мытья лица, начинают их мыть от кистей до локтя, не моя сами кисти. Это является ошибкой, поскольку кисти имеют отношение к руке. Поэтому обязательным является мытье руки после мытья лица, от пальцев до локтей”. См. “Фатауа Ибн ‘Усаймин” 4/153.
6. Не мыть локти при обмывании рук
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей» (аль-Маида 5: 6).
Ученые разошлись во мнении относительно слов: «руки до локтей», следует мыть руки до локтей, включая локти или нет. Большинство ученых считает обязательно мыть и локти. Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр сказал: “Что касается мытья локтей включительно, то это мнение большинства ученых, среди которых Малик, аш-Шафи’и, Ахмад и Абу Ханифа”. См. “аль-Изтискар” 2/23.
И их мнение является наиболее сильным, поскольку опирается на действия сподвижников, таких как Абу Хурайра и Джабир (да будет доволен ими Аллах). Муслим 246, Ибн Маджах 1/96.
7. Протирать часть головы, а не всю голову
Некоторые ученые считают, что при омовении достаточно протереть часть головы и не обязательно протирать ее всю. При этом они опираются на хадис, в котором сказано, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) как-то совершил омовение и протер хохол. Муслим 1/134.
На самом же деле данный довод является слабым, поскольку в этом хадисе сказано, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) протер хохол вместе с чалмой. Т.е. пророк (мир ему и благословение Аллаха) был в чалме и протер не только часть головы, а часть головы вместе с чалмой! Поэтому шейх Ибн аль-Къайим говорил: “Нет ничего достоверного от пророка (мир ему и благословение Аллаха), чтобы он протирал лишь часть головы! Однако если он протирал свой хохол, то завершал протирание на чалму”. См. “Задуль-ма’ад” 1/193.
Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Когда вы встаете на намаз, то умойте ваши лица и ваши руки до локтей, оботрите ваши головы и умойте ваши ноги до щиколоток» (аль-Маида 5: 6).
В этом аяте Аллах упомянул «голову», не делая конкретизации. И от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) передается, что он протирал при омовении именно всю голову. Сообщается, что ‘Абдуллах ибн Зайд (да будет доволен им Аллах), показывая омовение пророка (мир ему и благословение Аллаха), протер руками всю голову, проведя ими ото лба до затылка и обратно. аль-Бухари 185 и Муслим 235.
И хадиса о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не будучи в чалме протирал лишь часть головы при омовении – не существует! А кто утверждает обратное, обязан привести довод!
А шейх Ибн ‘Усаймин говорил, что протирание только части головы при омовении без чалмы не достаточно. См. «Шарх аль-мумти’» 1/187.
Но несмотря на это, все же правильным мнением является то, что такое омовение действительно, поскольку достоверно передается о том, что при омовении протирал часть головы Ибн ‘Умар и неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников ему на это возразил, что безусловно указывает на действительность такого омовения. См. “Ахкаму-ттахара” 9/524.
8. Мыть необходимые части тела более трех раз
‘Абдуллах ибн ‘Амр (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды пришел один человек к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “О посланник Аллаха, как совершать очищение?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел принести посуду с водой, затем помыл свои кисти рук трижды, протер свою голову и уши. Затем помыв трижды ноги, сказал: «Это и есть омовение, а тот, кто прибавит к этому что-нибудь, совершит зло, грех и несправедливость!»” ан-Насаи 1/33, Абу Дауд 135, Ибн Маджах 422. Достоверность хадиса подтвердил имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани.
Данный хадис содержит в себе строгое предостережение проявлять излишество при омовении, а в частности мыть необходимые части тела более трех раз.
В некоторых версиях этого хадиса также говорится: «прибавит или убавит». Эта добавка: «убавит» является отклоненной (шазз), поскольку во многих достоверных хадисах упоминается о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники мыли надлежащие части тела по два и по одному разу. Имам ас-Синди сказал: “В некоторых версиях этого хадиса говорится: «или убавит». Исследователи говорили, что это является ошибкой, ибо дозволенно совершать омовение, промывая надлежащие части тела и по одному раза и по два”. См. “Хашия ‘аля Ибн Маджах” 1/253.Некоторые ученые считали, что если человек не помнит, два раза он помыл какую-либо часть тела при омовении или три, то мыть ее в очередной раз не следует, чтобы не ослушаться пророка (мир ему и благословение Аллаха). Однако это не относится к тому, у кого осталось место, которого явно не коснулась вода.
Имам аль-Бухари сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) указал на то, что обязательным условием в омовении является помыть надлежащие части тела по одному раз. Но также он мыл части тела по два раз и по три раз, но не делал это больше, чем три раз. И обладающие знанием порицали излишество в этом и совершение больше того, что делал пророк (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Фатхуль-Бари” 1/232.
От ‘Абдуллаха ибн Мугъаффаля (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, появятся в этой общине люди, которые будут излишествовать в очищении и мольбе». Абу Дауд 96, Ибн Маджах 3864, Ибн Хиббан 171. Достоверность хадиса подтвердили имам ан-Науауи, хафиз Ибн Касир и шейх аль-Альбани.