Кто имеет больше прав у мужчины мусульманина, супруга или мать? Хвала Аллаху.
Больше прав у мусульманина имеет его мать, и на это указывает хадис, в котором передается, что один человек пришел к пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: “О посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?” Он сказал: “Твоя мать”. (Этот человек) спросил: “А кто потом?” Он сказал: “Твоя мать”. (Человек) спросил: “А кто потом?” Он сказал: “Твоя мать”. (Человек снова) спросил: “А кто потом?” - (и тогда) он сказал (ему): “Твой отец”. (Бухари,5514, Муслим, 4621)
Но есть вопрос, в котором жена имеет первоочередное право, даже перед матерью, это право на содержание. Если мужчина не может содержать жену и мать одновременно по причине бедности, то в этом случае первоочередное право имеет жена. И мусульманин должен воздавать каждому обладателю прав по правам, и должен помогать притесненному, и если мать притесняет его жену, он должен мягко уберечь жену от притеснений и быть справедливым. И лишь Аллаху известно лучше.
"Ислам вопрос и ответ" Шейх Мухаммад Салих аль Мунаджид
С кем из родственников следует поддерживать отношения: с материнской стороны, с отцовской, или со стороны супруга?
Февраль 17th 2010
Вопрос: Аллах и Его Посланник (Да благославит его Аллах и приветствует) предписали поддерживать связи. С кем мы должны поддерживать связь? Это материнская сторона, или отцовская, или сторона жены?
Ответ:
Вся хвала Аллаху.
Во-первых: Ученые разногласят, с кем необходимо поддерживать связи.
Существует три мнения:
1. Это махрамы (те, на ком нельзя жениться).
2. Это те, кто унаследует имущество.
3. Это все кровные родственники.
Правильным является третье мнение – кровные родственники (немолочные родственники) как с отцовской, так и материнской стороны.
Родственники жены не являются родственниками (махрам) для мужа, и родственники мужа не являются родственниками для жены.
Шейха ибн Абдуль Азиз ибн Бааза спросили: «Кто является родственником? Некоторые говорят, что родственники жены не являются родственниками?» Он ответил: «Родственники (ахрам) это кровные родственники по линии матери и отца. О них говорится в аятах суры Анфаль и Ахзаб в которых Аллах сказал (перевод смысла): «В соответствии с предписанием Аллаха, кровные родственники ближе друг к другу» (33:6)
Самыми близкими являются отцы, матери, дедушки, бабушки, дети и их дети, не важно как далеко идет линия родства. Затем братья и их дети, дяди и тети по отцу, дяди и тети по матери и их дети.
Передано в достоверном сообщении, что Пророка (Да благославит его Аллах и приветствует) спросили: «Кого мне следует почитать?» Он ответил: «Свою маму». «А затем?» «Свою маму». «А затем?» «Свою маму». «А затем?» «Своего отца, а затем близких». Передано имамом Муслимом в Сахихе. Имеется множество подобных хадисов.
Относительно родственников жены, они не является родственниками для мужа, но они родственники для детей родившихся от нее. И Аллах Источник сил.» Фатава Исламия (4:195)
Родственники одного супруга не являются родственниками для другого супруга, но тем не менее с ними надо по-доброму обходиться, потому что это является частью хорошего отношения супругов друг к другу, и это увеличивает любовь.
Во-вторых: Поддерживание связей может осуществляться разными путями, например визитами, милостыней, добрым отношением, визиты во время болезни, призывать к добру и запрещать плохое, и т.д.
Ан-Навави сказал: «Поддерживание связей означает доброе отношение к родственникам в соответствии с их положением. Иногда, можно дать деньги, или прислуживать им, иногда навещая их, или приветствуя и тд.» Шарх Муслим (2:201)
Шейх Мухаммад ас Салих аль Усеймин сказал: «Поддерживание связей зависит от традиций, потому что не обусловлено Кораном и Сунной в точных терминах вид и количество. Пророк (Да благославит его Аллах и приветствует) не ограничил это, поэтому это имеет общее значение. И следует руководствоваться обычаем. Поддерживание связей – это то, что люди считают поддерживанием связи, и разрывание связей – это то, что люди считают за разрывание связей.» Шарх РиадусСалихин (5:215)
Аллаху известно лучше.